Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Чтобы помочь детям с сексуализированным поведением, важно научиться хотя бы открыто обсуждать их проблемы

Автор - Синкевич А.Ю., координатор БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

 

Я недавно ходила на семинар по методам выявления детей, переживших сексуальное насилие. Как всегда бывает на таких узкотематических семинарах, аудитория была представлена людьми помогающих профессий и хорошо подготовленными непрофессионалами. Было удивительно, что даже в такой «продвинутой» аудитории оценка многих приводимых в пример случаев оказалась неоднозначной. Вплоть до того, что некоторые действия, совершаемые в отношении детей совершеннолетними гражданами, некоторыми слушателями воспринимались как растление, а некоторыми – как вариант нормы. Законом РФ эти специфические ситуации не регламентировались, и в принятии решений можно было опираться только на собственные культурные, этические и нравственные ориентиры.

 

Необычным мне показалось то, что в большинстве других сфер оценка случая, особенно подготовленной аудиторией, бывает значительно менее противоречивой. Размышляя о том, в какой мере это говорит о нашей российской неподготовленности к обсуждению этих тем, а в какой – это универсальный плод европейской культуры, я решила обсудить эти вопросы со своим мужем. И тут я с большим удивлением обнаружила, что, когда я пересказывала этот случай и описывала реакцию аудитории, мой муж, вполне цивилизованный человек, смотрел в какую-то странную точку пространства и не контактировал со мной глазами. Тогда я поняла, что с готовностью обсуждать эти темы в нашем обществе все обстоит гораздо хуже, чем я полагала…

 

Тем не менее, научиться обсуждать эти темы и спокойно искать решения связанных с этим проблем, – необходимо.

 

Если мы хотим изменить судьбу сирот из детских домов и дать им шанс семейного устройства и последующей адаптации в обществе, мы должны представлять себе начальные условия и особенности их жизни и то, каким образом эти особенности могут проецироваться на нашу социальную реальность.

 

Ни для кого не новость, что дети, попавшие в систему сразу после рождения, подвержены яктации - так называют синдром раскачивания детей, который у детей в сиротских учреждениях бывает  неукротимым и навязчивым. Явление это связывают с тем, что депривированные дети испытывают сенсорный голод и пытаются хотя бы отчасти скомпенсировать его за счет раскачивания. Потребность детей в сенсорных впечатлениях так сильна, что может вызывать даже аутоагрессию.

 

Когда дети подрастут, и их мир больше не будет ограничен пространством кроватки или манежа, они станут раскачиваться меньше, но начнут пытаться восполнить сенсорный голод иными путями.

 

Благополучные домашние дети переживают закономерный этап развития, когда они узнают, что их тело может быть источником приятных ощущений, не связанных с матерью. Они могут прибегать к мастурбации, но, как правило, не задерживаются на этом этапе надолго, поскольку у них есть возможность получать и другие впечатления, и этот этап становится одним из многих этапов развития.

 

В отличие от благополучных домашних детей, у сирот, которые в раннем  возрасте раскачиваются от нехватки впечатлений, а потом начинают получать сексуальные сенсорные впечатления, обстоятельства, благоприятствующие переключению, отсутствуют,  и они могут погружаться в этот механизм значительно глубже, чем домашние дети.

 

По мере взросления детей их интеракции становятся более интенсивными и значимыми, и свой сенсорный голод и приемы его удовлетворения депривированные дети привносят в свои отношения со сверстниками. В стенах детских сиротских учреждений находятся дети разных возрастов, поэтому старшие дети, пытающиеся удовлетворять свой сенсорный голод путем сексуальных впечатлений, вовлекают в общение находящихся от них в эмоциональной зависимости младших детей,  которые начинают демонстрировать сексуализированное поведение, накладывающееся на и так сенсорно обедненный мир ребенка-сироты. Сексуализированное поведение, которое они начинают демонстрировать, по сути своей, не более порочно, чем раскачивание у младенца, но у нас оно рождает ассоциации, вызываемые нашим негативным оценочным опытом случаев насилия и растления, и поэтому – пугает. И, конечно, общество должно понимать природу этих явлений, осознавать объективные опасности, к которым такое поведение может приводить, если его правильно не корректировать.

 

Для осуществления такой коррекции мы должны научиться не бояться слов, спокойно смотреть правде в глаза и искать решение проблем, а не прятаться от них. Сейчас, когда, несмотря на повсеместную распространенность в закрытых сиротских учреждениях явлений, приводящих к сексуализации и к психофизическому травмированию воспитанников, на эти темы очень мало пишут и говорят, и как следствие - мало занимаются решением этих проблем, предпочитая делать вид, что их не существует.

 

К счастью, есть профессионалы, умеющие выявлять случаи перенесенного сексуального насилия у детей, и занимающиеся коррекцией таких проблем. Надо просто осознавать проблемы и не стесняться обращаться за профессиональной поддержкой. Например, профессиональную помощь в таких случаях может оказать БФ «Защита детей от насилия», президент Соловьева Анна Анатольевна: http://zadetey.ru/

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика