Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Авоська дарит надежду

Автор - Екатерина Степанова. Источник - http://www.miloserdie.ru/articles/avoska-darit-nadezhdu-

 

Более полувека сумка-сетка была символом пустых советских прилавков. Современные российские предприниматели решили возродить бренд, но уже с новым смыслом: сделать авоську символом благотворительности, ответственности за экологию -- модным символом. Как и раньше, новые авоськи плетут слепые, только теперь сетки красят английскими красками, а над их дизайном трудятся известные модельеры. Корреспондент «НС» побывала в школе авоськоплетения.

Модный тренд

 

В этом году в Италии вступил в силу закон о запрете на производство и использование пластиковых пакетов. Итальянские модельеры, подхватив тренд, начали ломать головы над дизайном модных экологических сумок. Думали-думали. И получилась у них авоська -- обычная, классическая, плетенная из веревки хозяйственная сумка. Удобство авоськи -- в ее прочности и небольшом размере: в сложенном виде она занимает мало места, авоську легко спрятать в дамскую сумочку или в карман. В России, как известно, авоську придумали давно. Мы даже успели ее позабыть и возродить заново.

 

Одна из версий происхождения слова «авоська» связана с писателем-сатириком Аркадием Райкиным. В 1935 году он вышел на сцену с сеткой-плетенкой в руке и объяснил зрителям: «Это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу». Во времена дефицита советские люди не могли знать заранее, что и когда именно завезут в магазин. Авоська в кармане позволяла им всегда находиться наготове. Сетка выдерживала внушительный арбуз или ведерко картошки, а, например, пустых бутылок в нее входило 20 штук -- это целый ящик. Кстати, использовать авоську можно не только по ее прямому назначению -- с помощью авоськи можно ловить раков, красить пасхальные яйца, из авоськи можно сделать баскетбольное кольцо или импровизированный холодильник, вывесив продукты за окно зимой. Итальянцам такое даже не снилось.

Возвращение авоськи


До перестройки девять из десяти авосек плели незрячие люди на предприятиях Всероссийского общества слепых. Все они, а их десятки тысяч, разом потеряли работу, когда на смену авоськам пришли полиэтиленовые пакеты. До сих пор в России насчитывается огромное количество незрячих людей среднего поколения, которые так и не сумели найти себе место в жизни. Другой профессией они не владели, а новым ремеслам в то непростое время их никто не обучал. 

 

«Возвращение авоськи поможет не только массово трудоустроить инвалидов, но и решить проблему экологии, -- рассказывает руководитель программы “Авоська дарит надежду” Евгений Рапопорт. -- Не все знают, что пластиковые пакеты никак не утилизируются -- их сжигание сопровождается выделением в атмосферу высокотоксичных веществ, вредных для человека, а на естественное разложение одного полиэтиленового пакета может уйти до 500 лет. Так что сегодня мы имеем миллионы тонн пластикового мусора. Многоразовые сумки -- лучший выход из ситуации. А что может быть удобнее традиционной авоськи?» 


Конструкция традиционной советской авоськи изначально очень хороша -- предметы с острыми краями не рвут ее, как пакет. Но известные российские модельеры: Денис Симачев, Андрей Бартеньев и Максим Шаров -- помогли преобразить авоську, сделать ее еще и модным, удобным аксессуаром. Теперь у сумки появились кожаные ручки, благодаря которым авоська больше не врезается в ладонь, вариации расцветок и размеров. Есть модели на плечо. Но основа, как и раньше -- сплетенная вручную сетка.

Традиции авоськоплетения

 

Геннадий и Галина, супруги-пенсионеры, пришли на первое занятие. Учиться плести авоськи будет только Галина, Геннадий -- ее провожатый. Несколько лет назад его жена ослепла в результате неудачной операции на глазах и теперь все дни проводит дома, не имея дела и занятия. «Раньше я очень увлекалась рукоделием. Первый свой сарафан сшила в одиннадцать лет, -- рассказывает Галина, -- а потом всю жизнь вязала, плела, делала лоскутные мозаики, макраме, постараюсь теперь справиться и с авоськами!» 
Плетение авоськи напоминает изготовление рыболовецких сетей. Для того чтобы сделать авоську, требуются челнок, нить и брусок с гвоздиком (к которому прикрепляют заготовку во время работы). Нить может быть хлопчатобумажной, капроновой или даже шелковой. На изготовление одной авоськи уходит примерно час рабочего времени и 50 граммов нити. Дневная рабочая норма -- семь авосек. 

 

«Слепые люди часто особенно рукодельные, -- рассказывает Евгений Рапопорт. -- Они много могут и сплести, и связать, и сшить. Наш преподаватель -- Анна, она как раз такая. Все сама умеет и передает секреты мастерства другим. Обучение у нас бесплатное. Через восемь-десять занятий можно начинать работать. Мы планируем создавать авосечные надомные артели в Москве и других городах. Сегодня у нас уже трудятся 30 человек. Всем сотрудникам мы платим зарплату, а также планируем раз в месяц выделять социального работника с машиной, который будет помогать им решать бытовые и юридические вопросы».

Миллион авосек

 

Розничная цена авоськи начинается от 190 рублей. Есть авоськи, которые стоят 250 и 450 рублей -- цена зависит от того, какой у нее дизайн и из какого материала она сделана. Купить авоську можно в магазине на Тверской, 17, в арке напротив Елисеевского, или в интернете. С декабря 2009 года в рамках программы было продано около 15 тысяч авосек, а в ближайших планах -- выйти на 1 миллион штук в год. Часть средств от продаж уже сейчас перечисляется на образовательные программы для инвалидов по зрению Российского союза инвалидов и общественной организации инвалидов «Перспектива». «Сейчас мы разрабатываем программу, которая должна будет помочь слепым детям, повзрослев, не плести авоськи, а получать достойные современные профессии», -- рассказывает Евгений Рапопорт.

 

По всему видно, что организаторы программы «Авоська дарит надежду» постарались замотивировать на немедленную покупку авосек абсолютно все слои общества: для стильных -- авоська создана модным модельером; для «зеленых» -- она удобная замена пластиковому пакету; для милосердных -- сделана руками незрячих инвалидов; для патриотов -- часть средств переводится на образовательные программы, вкладываются в будущее; для молодых -- яркие; для пожилых -- ретро. Вот только подхватит ли общество эту идею?


«На Западе потребители иначе относятся к таким инициативам, -- рассказывает психолог центра реабилитации инвалидов по зрению Светлана Гильд. -- Они не просто покупают вещь, сделанную инвалидом, чтобы ему помочь, и потом выбрасывают ее на помойку, а пользуются ей. Тогда в обществе возникает тренд -- мода. Для нас же авоська пока еще понятие устаревшее. Но если Евгению ее удастся раскрутить (ведь это наш российский бренд!), то незрячие люди, руками которых она производится, почувствуют не обычную жалость, а то что они действительно нужны обществу, что могут содержать себя сами -- авоська подарит им надежду. Это будет большое дело!»

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика